В ФИЛАРМОНИИ СТАРТОВАЛ 83-Й КОНЦЕРТНЫЙ СЕЗОН

29 сентября в Рязанской филармонии состоялось открытие 83-го концертного сезона. В праздничном вечере приняли участие музыкант с мировым именем, народный артист России Николай Луганский (фортепиано) и Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова. В программе прозвучали концерт №1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор ор.1 С. Рахманинова и симфония №3 ми-бемоль мажор «Героическая» ор. 55 Л. ван Бетховена.

Появление Николая Луганского на рязанской сцене – это без преувеличения крупное событие в культурной жизни города. По заверениям самого музыканта, 85процентов концертов именитого пианиста проходят за рубежом и лишь 15 - в России. В этот вечер Н. Луганский вместе с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром исполнил Первый фортепианный концерт С. Рахманинова.

Концерт №1 для фортепиано с оркестром фа-диез минор ор.1 С. Рахманинова является первым серьезным произведением в творчестве композитора. Сочинение написано в 1891 году, в то время, когда Рахманинов был студентом консерватории. Премьера фрагмента концерта – первой части – состоялась в одном из консерваторских вечеров в 1892 году. Спустя много лет композитор делает вторую редакцию произведения и в 1919 году впервые полностью исполняет его на публике. Музыкальный язык Первого фортепианного концерта имеет романтический пафос, свойственной порывистой юной душе. С одной стороны, слышны влияния музыки эпохи романтизма. С другой, уже в раннем опусе присутствуют оригинальные черты авторского письма Рахманинова. На момент написания Концерта Сергей Рахманинов уже является автором популярных фортепианных миниатюр, однако в каталоге своих сочинений ставит напротив наименования произведения пометку «орus 1», тем самым обозначая концерт как первую серьезную композиторскую удачу.

На «бис» Николай Луганский исполнил транскрипцию для фортепиано романса П. Чайковского «Колыбельная», также написанную С. Рахманиновым.

Программу праздничного вечера продолжила симфония №3 ми-бемоль мажор «Героическая» ор. 55 Л. ван Бетховена. Созданная в 1804 году, симфония ознаменовала новый виток в развитии жанра. Впервые замысел крупного симфонического произведения возник у Бетховена во время так называемой «гейлигенштадтской осени» - периода тяжелых переживаний, связанных с известием о неизлечимости глухоты. Известно, что изначально симфония имела программное посвящение Наполеону Бонапарту, однако впоследствии Бетховен меняет название. Во время первого публичного исполнения 7 апреля в 1805 году в театре Ан дер Вин симфония была объявлена как «новая большая симфония». Программную часть названия – «Героическая» - произведение получило лишь в 1806 году. Новаторство языка симфонии заключалось во многих моментах: впервые симфония звучит довольно продолжительное время – 45 минут, в составе симфонического оркестра происходят небольшие изменения – добавляется валторна, партия контрабасов приобретает самостоятельность. Но самое главное – это масштаб замысла. По словам Ромена Роллана, первая часть, возможно, «была задумана Бетховеном как своего рода портрет Наполеона, разумеется, совсем непохожий на оригинал, но такой, каким его рисовало воображение и каким он хотел бы видеть Наполеона в действительности, то есть как гения революции». Это колоссальное сонатное аллегро с воинствующим напором, напористой главной темой и бурей борьбы в разработке. Вторая часть – скорбный похоронный марш, больше философское размышление, нежели траурное шествие. Третья часть – подвижное скерцо, знаменующее скорую победу справедливости. Финал симфонии, который русский критик А.Н. Серов сравнивал с «праздником мира», полон победного ликования. 

Перед началом концерта в верхнем фойе состоялась познавательная лекция, во время которой сотрудник пресс-службы Рязанской филармонии Евгения Породина рассказала об интересных страницах жизни и творчества Рахманинова и Бетховена.


Возврат к списку