ЮРИЙ БЕЛЯЕВ И РГСО ПРЕДСТАВИЛИ МУЗЫКАЛЬНО-ЛИТЕРАТУРНУЮ КОМПОЗИЦИЮ О ЧАЙКОВСКОМ

29 октября в филармонии в исполнении известного актера, заслуженного артиста России Юрия Беляева (художественное слово) и Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова прозвучала музыкально-литературная композиция «Чайковский. Дневники, письма». В программу вошли фрагменты сочинений и страницы эпистолярного наследия композитора. В концерте также приняла участие мужская группа Рязанского камерного хора под управлением Алексея Ракина.

Петр Ильич Чайковский является одним из самых главных символов русской культуры во всем мире. Доказательства этого утверждения поступают из разных уголков света с поражающей частотой. Так, в 2020 году, на площади TimesSquareв Нью-Йорке по инициативе стримингового сервиса Spotify, где Чайковский стал самым слушаемым русским музыкантом за пределами нашей страны, был размещен билборд с изображением композитора . А на последней летней Олимпиаде, прошедшей в 2021 году в Токио, Первый фортепианный концерт стал, пожалуй, самым музыкально-изящным гимном, представляя команду Олимпийского комитета России.

 Петр Ильич Чайковский оставил после себя как богатое музыкальное наследие, так и весомый архив в виде дневниковых записей и эпистолярного наследия. Именно эти документы вошли в музыкально-литературную композицию, прозвучавшую в Рязанской филармонии.

Стоит сказать, что это была премьера. Композиция воздавалась в тандеме актера Юрия Беляева и художественного руководителя и главного дирижера РГСО Сергея Оселкова. Итогом стала своего рода биографическая зарисовка, в которой обозначены яркие и важные моменты из творческой жизни композитора.

В прочтении Ю. Беляева прозвучали фрагменты из дневников композитора, где тот вспоминает о детстве, размышляет о природе как о неиссякаемом источнике вдохновения. Основу программы составили письма Чайковского к меценату Надежде Филаретовне фон Мекк, а также переписка с композиторами Сергеем Танеевым и Николаем Римским-Корсаковым, князем Константином Константиновичем Романовым. В литературную часть включен эпизод из воспоминаний младшего брата музыканта Модеста Чайковского.

Музыка выступила в качестве еще одного повествовательного пласта, рассказывающего о композиторе как о великом творце и человеке. В программу вошли части из Серенады для струнного оркестра, фрагменты из Первой, Четвертой и Шестой «Патетической» симфоний, симфонии «Манфред», симфонической поэмы «Франческа да Римини», балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», а также фортепианных циклов «Детский альбом» и «Времена года».

Перед слушателями Петр Ильич Чайковский предстал в некоторой степени мятежным странником, ищущим на своем пути счастье. Неслучайно композицию начинала и завершала музыка из оперы «Пиковая дама», главный герой которой – Герман – одержим желанием выбраться из смуты жизни, подняться из мрака к свету. Этого искал и сам Чайковский. В письмах композитор сообщает не только о «творческих муках», но и рассуждает о месте человека в обществе, его духовном совершенствовании и предназначении. А каждое сочинение Чайковского – это новая ступень на его пути, после «передышки», когда он вновь отправлялся на поиски истины, своей личной и общечеловеческой. Поэтому сегодня его музыка продолжает находить отклик у слушателей, волновать умы новых поколений и, возможно, делать людей чуточку лучше.


Возврат к списку