В ФИЛАРМОНИИ ВЫСТУПИЛ ПИАНИСТ АРСЕНИЙ МУН

20 ноября в филармонии состоялся концерт Рязанского губернаторского симфонического оркестра под управлением Сергея Оселкова при участии лауреата международных конкурсов Арсения Муна (фортепиано). В программе прозвучали концерт №1 для фортепиано с оркестром ми минор Ф. Шопена и симфония №7 ре минор А. Дворжака.

Концерт прошел в рамках программы Министерства культуры РФ «Всероссийские филармонические сезоны».

Творческое наследие Фредерика Шопена и Антонина Дворжака составляет одну из лучших страниц романтической музыки. Их произведения стали настоящими иллюстрациями усиления национального духа разных народов в Европе.

Так, Шопен с трепетом относился к своей национальной идентичности: несмотря на то, что композитор прожил половину жизни во Франции, он до конца дней переживал за судьбу родной Польши. В программе вечера прозвучали Первый фортепианный концерт Ф. Шопена – одна из первых композиторских удач молодого выпускника Высшей школы музыки в Варшаве. Официальным годом создания является 1830, и в это же время, незадолго до гастролей Шопена в Вену, из которых он уже никогда не вернётся в Польшу, концерт впервые звучит на публике.

Примечательно, что премьера произведения в крупной форме происходит не на большой сцене, а в доме семьи Шопена. Солировал автор, а партию оркестра изобразил струнный квинтет, в состав которого вошли друзья композитора. Музыка концерта сочетает в себе блестящий стиль, характерный для многих фортепианных произведений того времени, камерную лиричность и отсылки к народной польской музыке.

Все эти качества отчётливо представил слушателям пианист Арсений Мун. Молодой перспективный музыкант успел заявить о себе на многих престижных конкурсах, при этом продолжает совершенствовать свое исполнительское мастерство в Джульярдской школе музыки в США (класс С. Бабаяна). На «бис» пианист подготовил одно из самых популярных сочинений польского композитора – вальс ми-бемоль мажор ор. 58.

Если говорить о национальной самоидентификации Антонина Дворжака, то до последних дней композитор не просто осознавал себя чехом, но и гордился своей национальностью. В каждом произведении Дворжака есть уникальный чешский культурный код, выраженный в мелодическом рисунке, гармонии и музыкальных образах. Симфония №7 ре минор, написанная композитором в 1885 году, имеет неофициальные названия – «Патетическая» и «Героическая».

Общее настроение музыки имеет сумрачный суровый характер с эпизодами просветления. Исследователи находят в музыке отсылки к гуситским маршам, а патетика, прослеживающаяся от первой до последней ноты, во многом связана с личными переживаниями композитора, связанными с выбором творческого пути – остаться верным своим национальным корням или попробовать пойти по пути культурной глобализации. Как показала история, Дворжак, как честный сын Чехии, остался верен родной культуре.

Перед началом концерта в верхнем фойе состоялась познавательная лекция, во время которой сотрудник пресс-службы Рязанской филармонии Евгения Породина рассказала об интересных страницах истории мировой музыкальной культуры.


Возврат к списку