Фестиваль «Открытие» завершился выступлением Симфонической капеллы России

9 ноября 2013 года в концертном зале Рязанской областной филармонии состоялся заключительный концерт II Фестиваля камерной и симфонической музыки «Открытие», одновременно ставший и первым в цикле «Посвящение великим» – музыкальном приношении выдающимся композиторам-юбилярам этого года.

Высокий класс исполнительского мастерства рязанцам показал один из ведущих исполнительских коллективов  – Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением народного артиста России, лауреата Государственных премий России Валерия Полянского. Выступление Капеллы открыло серию «Хоровые сокровища», входящую в абонемент №19 «Большие гости», и ознаменовало важное для мировой музыкальной культуры событие – 140-летие со дня рождения великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943 гг.).

На прощальном концерте фестиваля «Открытие» звучали лишь произведения Рахманинова, те, что были специально созданы для хорового исполнения. Открыла вечер кантата «Весна», ворвавшаяся в концертный зал пробуждением стихии и радостным гомоном обновлённой природы. Это произведение, написанное на стихотворение Н.А. Некрасова «Зелёный шум», когда-то принесло Рахманинову Глинкинскую премию и чрезвычайно высокую оценку музыкальной общественности. Приход весны, полный света и радости, омрачён внезапной печалью лирического героя, терзаемого сомнениями, но и чудо просыпающейся природы не может не затронуть сердце страждущего. «Люби, покуда любится, терпи, покуда терпится, прощай, пока прощается, и – Бог тебе судья!» – торжественно и просветлённо выводит хор, и душу охватывает ликование…

«Три русские песни для хора и оркестра» – следующее сочинение рахманиновской программы вечера – поведали публике о неодолимой тоске по Родине, о горечи переживаний о судьбе Отчизны, обо всём том, что довелось испытывать композитору до самого последнего вздоха. Во всех песнях – «Через речку, речку быстру…», «Ах ты, Ванька, разудала голова…», «Белилицы, румяницы вы мои!..» – нашли отражение человеческие чувства, в то же время в каждой ноте слышится и безудержная скорбь по России.

Кульминацией выступления Симфонической капеллы России стало исполнение поэмы «Колокола». Под искусным управлением Валерия Полянского артисты хора и оркестра провели каждого слушателя по пути, который суждено пройти человеку в его земной юдоли. Четыре части – четыре жизненных поры – пронизывает единый лейтмотив, звучание колоколов, которое разительно меняется, уходя от светлого, серебристого перезвона колокольчиков на зимних санях, символа безмятежной, разудалой юности, и исполнённого трепетом свадебного звона к драматизму зловещего, тревожного гула набата и, наконец, к монотонности погребального колокола. Партии солистов добавляли ещё больше красок в музыкальную палитру произведения, живописуя картину целой человеческой жизни. Весь колорит поэмы мастерски раскрывали артисты Симфонической капеллы, и казалось, будто на сцене рождались объёмные, яркие образы, наполнявшие концертный зал и сердца зрителей целой гаммой, бурей настоящих эмоций.

Государственная академическая симфоническая капелла России под управлением Валерия Полянского подвела роскошный итог фестивалю, напомнив рязанской публике об одном из ярчайших творцов мирового музыкального искусства  – великом русском композиторе Сергее Васильевиче Рахманинове.

Фотографии Натальи Бирюковой.

Подробный фотоотчёт концерта смотрите в фотогалерее сайта.


Возврат к списку