Завершился грандиозный цикл концертов "Симфонии П.И. Чайковского"

22 апреля в концертном зале филармонии состоялся шестой концерт, завершающий цикл-монографию "Симфонии П.И. Чайковского"- к 175-летию со дня рождения великого русского композитора. В течение сезона в качестве приглашённых солистов совместно с РГСО под управлением Сергея Оселкова выступили молодые талантливые музыканты, участники многолетней программы Московской государственной академической филармонии "Звезды XXI века» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

1.jpg

Фото Андрея Павлушина

 На этот раз гостем нашего города стал известный виолончелист, выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов Александр Рамм. В первом отделении концерта прозвучали Вариации на тему рококо и Pezzo capriccioso П.И. Чайковского. Филигранное владение инструментом, темпераментная игра и артистическая индивидуальность солиста покорили публику. "На бис" Александр Рамм исполнил первую часть Сюиты для виолончели соло испанского композитора Гаспара Кассадо.

2.jpg

Фото Андрея Павлушина

Во втором отделении Рязанский губернаторский симфонический оркестр под управлением Сергея Оселкова представил Симфонию № 6 «Патетическую» П.И. Чайковского. Она стала последним сочинением великого композитора, его исповедью, в которой он рассказал о своей жизни в ожидании неизбежного финала. Чайковский так писал о своём произведении: "нередко во время странствования, мысленно сочиняя её, я очень плакал", "я ею горжусь более чем каким-либо другим моим сочинением". Премьера симфонии под управлением автора состоялась за девять дней до его смерти.

3.jpg

Фото Андрея Павлушина

Апофеозом вечера стала заключительная часть симфонии, в исполнение которой музыканты вложили все свои переживания, эмоции и мастерство. Основная тема возникает как мучительный вопрос и вдруг приостанавливается в своем движении. Затем снова и снова резкий лихорадочный рывок, будто из последних сил. Зловещие звуки нарастают и обрушиваются. За ними - мрак, надрыв и понимание неизбежности. Всё тщетно и всё заранее предрешено. Только смятение, отчаяние и прощание со всем, что было для композитора опорой, любовью, вдохновением и смыслом. Финальные такты, как глухие удары сердца, сначала звучат еле различимым белым шумом, а затем крайне отчетливо, и постепенно биение угасает. Всё поглощает черная бездна небытия. Остаётся только опустошённость.

4.jpg

Фото Андрея Павлушина

Оркестровое исполнение было мощным и чувственным. После звучания музыки слушатели пребывали в состоянии эмоционального потрясения, когда тяжело прийти в себя от услышанного. Конечно, были продолжительные овации. По-другому и быть не могло.


Возврат к списку