28 апреля в филармонии выступил скрипач Карэн Шахгалдян. Вместе с Рязанским губернаторским симфоническим оркестром под управлением Сергея Оселкова известный музыкант исполнил один из величайших образцов жанра – концерт для скрипки с оркестром ре мажор Людвига ван Бетховена. Также в программе вечера прозвучала симфония №3 до мажор финского композитора Яна Сибелиуса.
Эпохой, в которой жанр симфонии получил максимальное развитие, стал романтизм. Если в музыке Людвига ван Бетховена, самого младшего из венских классиков, только-только созревали черты нового стиля, то творчество Яна Сибелиуса завершало эту продолжительную великую эпоху. И Бетховен, и Сибелиус вошли в историю как композиторы-симфонисты. Создавая сочинения в этом жанре, они не скупились на творческую фантазию и масштаб воплощаемых идей, сделав симфонию одним из совершенных образцов музыкальной мысли. Впоследствии симфонические черты проникали и в другие жанры.
Скрипичный концерт Бетховена – настоящая августейшая особа в репертуаре скрипачей. Концерт сложен для исполнителя по многим параметрам, поэтому если музыкант берется за это произведение, значит, он находится на пике своей формы.
- Этот концерт особенный для скрипача и вообще музыканта, к нему готовятся всю жизнь. Есть два подхода к концерту Бетховена: либо его начинают играть с детства, либо в зрелом возрасте. У меня второй вариант. Я его долго боялся, себя к нему готовил и начал его играть только в этом сезоне, - поделился скрипач Карэн Шахгалдян в интервью пресс-службе филармонии.
Концерт написан в один из самых умиротворенных творческих периодов Бетховена – в 1806 году. В музыке нет конфликта и борьбы, есть рефлексии на тему совершенства человеческой души. Но для того времени произведение было непривычно монументальным – от потока мыслей до размера (например, первая часть длится около двадцати четырех минут). Премьера концерта состоялась в год написания, но была неудачной. Произведение около сорока лет не исполнялось. Лишь в 1844 году стараниями Феликса Мендельсона в качестве дирижера и молодого скрипача-виртуоза Йозефа Иоахима сочинение получило второе сценическое рождение, заняв почетное место в репертуаре скрипачей во всем мире.
Интересно, что Бетховен не оставил своего варианта виртуозных каденций. Впоследствии многие музыканты писали свои варианты. Карэн Шахгалдян представил редко исполняемые каденции Ферруччо Бузони.
Похожа участь была уготована Третьей симфонии Яна Сибелиуса, которая написана практически век спустя – в 1907 году. К тому времени главный финский композитор уже был известен обществу как автор двух масштабных симфоний. Когда музыкант решил обратиться к жанру в третий раз, он решил пойти по иному пути. Во-первых, Сибелиус разрядил оркестровку, сделав звучание более лаконичным и ясным. Автор считал, что эту симфонию должен исполнять оркестр, в котором не более пятидесяти человек, дабы музыка не обрела слишком громоздкие очертания. Во-вторых, композитор пишет не традиционные четыре, а три части, объединив их по контрасту (торжественные, энергичные крайние части и меланхоличный размеренный вальс в середине). Интересно, что Сибелиус использует в этой симфонии материалы, которые изначально написаны для других произведений – гимническую тему «Молитва о боге» в третьей части (из не увидевшей свет оратории) и некоторые фрагменты для симфонической фантазии «Дочь Похъелы».
Но публика не оценила новаторства Сибелиуса, и некоторое время к произведению было несколько пренебрежительное отношение.
«Третья симфония разочаровала публику, так все ожидали, что она будет такой же, как вторая. Я рассказал об этом Густаву Малеру. Он тоже заметил, что композитор «с каждой новой симфонией теряет слушателей, которые были очарованы предыдущими симфониями», - вспоминал в 1943 году Ян Сибелиус.
К счастью, несмотря на сложную судьбу, эти произведения достойно перенесли проверку временем и сегодня успешно звучат с концертной эстрады.
Перед началом концерта в фойе состоялась лекция, в ходе которой сотрудник пресс-службы Евгения Породина рассказала об истории создания произведений.