В ФИЛАРМОНИИ ПРОЗВУЧАЛИ СОЧИНЕНИЯ ИЗРАИЛЬСКОГО КОМПОЗИТОРА БАРУХА БЕРЛИНЕРА

8 октября в Концертном зале Рязанской филармонии состоялась премьера сочинений израильского композитора, учёного и поэта Баруха Берлинера. В этот вечер прозвучали виолончельный концерт «Сон Иакова» и симфоническая поэма для чтеца с оркестром «Сотворение мира». В концерте приняли участие Рязанский губернаторский симфонический оркестр, заслуженный артист России Борис Андрианов (виолончель), артист Рязанской филармонии Владимир Рогулин (художественное слово). За дирижёрский пульт в этот вечер встал Михаил Кирхгофф.

Ветхозаветный сюжет об Иакове, увидевшем во сне лестницу в небо и самого Бога, предрекающего благо его потомкам, вначале вдохновил композитора на создание симфонической поэмы «Сон Иакова», которая затем была переработана в концерт с одноимённым названием. В концерте три части: «Благословение Иакова», «Сон Иакова» и «Врата Рая». Между второй и третьей частями добавлена каденция «Молитва», написанная композитором специально для российского виолончелиста - Сергея Антонова. Произведение на сегодняшний день существует в четырёх версиях: для скрипки, альта, виолончели и кларнета.

Для рязанских слушателей концерт исполнил Борис Андрианов – один из лучших российских виолончелистов, об интерпретации которого автор музыки, Барух Берлинер, отзывался так: «… Звучание его виолончели проникло глубоко в мою душу и тронуло моё сердце… Он с большим мастерством, очень точно передаёт характер произведения, «Молитва» в его исполнении восходит прямо к небесам».

На бис Борис Андрианов совместно с оркестром исполнили молитву «Эль Мале Рахамим» («Господь милосердный») – саундтрек к кинофильму «Адрес на стене», посвящённому трагедии на территории Бабьего Яра. Музыку к фильму Барух Берлинер написал совместно со своим другом и продюсером Наумом Слуцкером. Исполнитель посвятил своё выступление народу Израиля в память о жертвах теракта.

В завершении первого отделения к публике с приветственным словом обратился продюсер композитора Наум Слуцкер. Он поблагодарил слушателей и музыкантов за тёплый и душевный приём, выразив благодарность исполнителям и пожелав всем насладиться музыкальной встречей.

Прозвучавшая во втором отделении симфоническая поэма для чтеца с оркестром «Сотворение мира» стала исполнением давней мечты композитора, соединив самое главное и близкое сердцу: веру и музыку.

Главная идея и лейтмотив поэмы – выбор между добром и злом, который приходится делать каждому из нас. Ветхозаветные персонажи – Адам и Ева, Каин и Авель, Ной – в музыке Баруха Берлинера предстают перед нами не как легендарные и мифические фигуры, но как люди, в своё время тоже совершившие этот непростой выбор.

Жанр симфонической поэмы, впервые возникший в творчестве венгерского композитора Ференца Листа, Барух Берлинер выбирает неслучайно. Непременная черта жанра – программность – проявляется в последовательном развитии сюжета: пролог и семь частей, как главы одной книги, сплетаются в единое повествование. Жанр поэмы не нов, а вот Библия в качестве источника программы используется впервые. Важнейшим действующим лицом поэмы становимся чтец, излагающий священные строки Торы.

Идея создания поэмы «Сотворение мира» была подсказана Баруху Берлинеру музыкантом Наумом Слуцкером, ставшим не только продюсером проекта, но и близким другом композитора. Исполнение поэмы сопровождает красочный и детально продуманный видео-арт, созданный художником-иллюстратором Яроном Шином.

Интернациональный проект «Сотворение мира» для чтеца и оркестра был исполнен уже в 31 стране мира. В каждой стране рассказчик читал библейский текст на местном языке.



Возврат к списку