В ПРОЕКТЕ «КОНЦЕРТЫ ЗА КУЛИСАМИ» ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ОРКЕСТР РЯЗАНСКОГО РУССКОГО НАРОДНОГО ХОРА

«Концерты за кулисами» с успехом проходят в Рязанской филармонии уже второй сезон. Прошлые программы были посвящены инструментам симфонического оркестра, теперь в проекте впервые принял участие оркестр Рязанского государственного академического русского народного хора им. Е. Попова под управлением Александра Орешкина. Знакомство с отечественным традиционным искусством актуально как никогда – 2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.

 

«Дыхание родной музыки» - так называется дебютная «закулисная» программа, представленная 9 апреля на сцене концертного зала. Музыковед Елена Пронюшкина и артисты оркестра рассказали о народных инструментах, звучащих благодаря силе воздуха.

 В первую очередь, звучали духовые: от простых, пастушьих, дудочек до заморского саксофона, который, впрочем, очень удачно вписался в тембровую канву русских инструментов. Свирель и жалейка, на которых солировал Иван Ципорков, были сделаны еще одним артистом оркестра - Александром Гладковым. «Так, баловство», - скромно и шутливо назвал свои творения музыкант. Из уст мастера слушатели узнали о том, что свирель традиционно изготавливается не только из дерева, но и из пластика и эбонита. Кроме серьезных инструментов, А. Гладков на потеху публике принес целую коробку окарин и звучащих керамических безделушек, внешний вид которых может варьироваться от маленького башмачка до старинной бочки.

 Следующими в программе оказались гармонь и баян. Эти инструменты родственники – из усовершенствованной гармони в начале ХХ века, благодаря смекалке умельца рязанского происхождения Петра Стерлигова, появился баян. Инструменты звучат благодаря язычкам и пластинкам внутри корпуса, которые, колеблясь от воздушных потоков, издают нужную ноту. Гармонь имеет меньший диапазон и размер, более камерный тембр. Баян – звучный, с широкой динамической палитрой. За счет специально переключаемых регистров стерлиговское изобретение может быть подобным ласковой флейте или громогласному органу. Гармонь «ожила» в руках Виктора Губера, а баян представил дирижер Александр Орешкин.

 Безусловно, говоря о «дыхании музыки», нельзя обойти стороной и самый древний «воздушный» инструмент – человеческий голос, поэтому выступления артистов хора Анны Чубенко, Анастасии Андриановой и Никиты Жбанова пришлись кстати.

 Звучало много разных произведений, от известного романса «Очи черные» до авторских композиций Е. Дербенко, Н. Видюка, А. Орешкина и других. Зрители задавали музыкантам вопросы (примечательно, что среди любопытных представителей публики было немало детей). Елена Пронюшкина рассказала некоторые моменты из истории русской культуры. Но на этом знакомство с родной музыкой не заканчивается – много еще тайн и загадок таит мир народного искусства, о которых стоит узнать. В том числе и на «Концертах за кулисами».


Возврат к списку